Рецензия на фильм "Матрица"

Рассылка Kinomania.ru, 05 сентября 2001

Хорошо разрекламированная сенсация состоялась: "Матрица" оказалась именно тем фильмом, который "торкнул" буквально каждого зрителя. Равнодушно созерцать картину невозможно. Доходчивая история о сумрачной реальности и ее матричной иллюзии заставляет задуматься о сущности вещей. Прямо как в рекламе нового "домашнего кинотеатра": они до сих пор не пришли в себя после вчерашнего фильма... Имя этому монстру - "киберпанк".

Сон виртуального разума стал рождать чудовищ буквально у нас на глазах. Такое направление, как "киберпанк" поначалу объявилось в научно-фантастической литературе в начале 80-х. Звездолеты и космонавты стали уступать место разного рода чудакам с электродами, искусственному, подчас мрачному мирку высокочастотных сигналов. На широкоформатный экран киберпанки шагнули лишь в начале 90-х. Перенося всю тяжесть психологических этюдов и некий сюрреализм происходящего. Отечественные психологи сразу окрестили этот жанр как попытку экранизировать... шизофрению. Разумное определение - расщепленный разум, мысль, расколотая пополам разными ЭВМ, стала основой кинопродукции 90-х. И "Матрица" не исключение.

Элементарно, Ватсон, слить в один котел параноидального "Джони-мнемоника" и итальянскую малобюджетную "Нирвану", хулиганский хит "Хакеры" и "Виртуозность" Бретта Леонарда, "Немезиду" и "Газонокосильщика". Куда сложнее наложить на всю эту виртуально-шизофреническую солянку некий крутой сюжет с далеко идущими выводами.

Тут братья Вачовски решили отличиться. Подойти с новой концепцией к виртуальному миру. На что нам страдания Джони "мнемоника" - Киану Ривза, с электродами вместо мозгов? Или дебил-газонокосильщик? Их проблемы нам до лампочки. Братская парочка решила втравить в свою затею всех. Представьте, что мир, в котором мы живем, все, чем мы дорожим - иллюзия, проекция на ту страшную реальность, что предстает перед группой товарищей, противостоящих Машине.

Тут ребята, режиссеры фильма братья Вачовски, выступают как братья Люмьер - пришли бог весть откуда, чтобы кино нам показать. До "Матрицы" список киноработ братков с польской фамилией значился двумя лентами. Они написали сценарий для Ричарда Доннера - к фильму "Убийцы". Фильм оказался проходным, а если и принес диведенты, то только Ричарду Доннеру. Визитной карточкой братьев стала "Связь", отхватившая Гран-при на МКФ-97 в португальском Порту. И никаких ВГИКов! Было дело - буквально пять-шесть лет назад, Вачовски посещали кинотеатры как зрители. Жили в Чикаго и промышляли... плотницким делом.

Несмотря на прямые цитаты из аналогичных лент-предшественников, "Матрица" все же стоит особняком. Бывшие мастера-краснодеревщики постарались на славу, слив в одну кастрюлю мрак киберпространства и уфологические изыскания середины 80-х.

Что же накопали уфологи? Оказывается, много-много тысяч лет назад на Земле погибла технократическая цивилизация, наплодившая разные умные миксеры, лифты и чайники. Миксер сам себя воспроизводил, сам себя контролировал и выполнял два условия: не трогал человека, но в тоже время обеспечивал свою эволюцию. Увы, миксеры, лифты и прочие электронные гады однажды решили - главный враг их бытия - человек. Из двух зол выбрали наименьшее. Человечество было уничтожено. Однако миксеры недооценили людей. Искусственный интеллект был больше исполнитель, нежели мыслитель. Понять, что сливки - это жирное сепарированное молоко, и надо коровку подоить прежде, чем сготовить взбиваемый продукт, миксер не мог. И возродил миксер человека. Теперь "сосет" из него всю полезную для себя информацию.

Братья Вачовски все перевернули с ног на голову. Теперь машины стали продуктом нашей цивилизации и наши "дети" нас и угробили. Но, аккуратно: не уничтожили как класс, а уложили в конце XXI столетия в сопливые люльки, воссоздав реальность конца XX века в подсознании спящих. Правда, в отличие от уфологической версии, "матричная" страдает одним маленьким недостатком - логичного объяснения недостойного поведения Машины нет. Есть версия: наши миксеры решили найти новый источник энергии, но атом - опасно, а человеческий организм вырабатывает энергии как твой Днепрогэс. Причем, тихо, без турбин и плотин на крупных реках. С моралью и прочими человеческими штучками у миксеров все в порядке - то есть отсутствует нужная программа. Ставка на людей как на генераторы себя оправдывает. Получается, миксер умнее футуристических предположений, раз способен создать "Матрицу".

Коллизия фильма страшна изначально. Это все равно, что попытаться выжить после атомного удара. Но есть добровольцы. В будущем окажутся люди, для которых борьба с Машинами - священный долг. Перед грядущими поколениями и сценарием. Вытаскивая сюжет из трясины киберпанковского бреда, ненаучных домыслов и технонаворотов, режиссеры насыщают картину... лиро-мелодраматическим контекстом, плавно переходящим в сладкий хеппи-энд. Тут тебе и любовь между Киану Ривз (Нео) и Кэрри-Энн Мосс (Тринити). Кстати, злые языки поговаривают об их интимной связи на съемочной площадке.

И суперовой саундрэк - здесь Вачовски не были оргинальны и пошли по проторенной дорожке к кассе кинотеатра. Рок-монстр Мэрилин Мэнсон с хитом "Рок мертв", "Пропеллероголовые" и даже "Продиджи". В списках саундрэчных музыкантов значится аж "Рамштайн" и их "Ду хаст". Весь этот рок логично вписывается в резкие и контрастные линии фильма. Да и в самой идее снабдить картину столь одиозным музыкальным оформлением также ничего нового: всем составом "оркестр" переехал из другой не менее пафосной ленты "Затерянное шоссе" Дэйвида Линча.

Мало того, похоже из "Матрицы" будут делать сериал. Нынешняя страшилка, которой суждено стать "Матрицей-1", уже собрала в кинотеатрах всего мира свыше $350 млн. Сейчас же официально объявлено, что Киану Ривз заключил сделку на $30 млн. за съемку в двух продолжениях "Матрицы", оставив за собой право корректировать сценарий. Кроме того, он получит 15% от кассовых сборов. В сумме - за игру и участие в сценарной разработке, актер может рассчитывать на $100 млн. Неслучайно этот весьма выгодный контракт сразу же назвали "превосходящим то, что Джеймс Кэмерон получил за "Титаник". Или заработки Джорджа Лукаса за супер-пупер ленту "Звездные войны. Часть первая".

Что касается сценаристов-режиссеров Лэрри и Энди Вачовски, то они, сняв подряд вторую и третью "Матрицы" в течение 250 дней, тоже не останутся внакладе: им назначен гонорар $10 млн. и неназванная доля от проката новых двух двух фильмов. А прокат будет, уж поверьте!!!

Дмитрий Московский