THE MATRIX RELOADED

Internet.ru, 22 мая 2003

Мои поздравления - братья Вачовски научились выражаться более доступным языком, если не сказать попсовым. И это не выбор, а осознанная необходимость, то есть настоящая свобода. Пришла пора вводить в массы манифест киберпанка и проблему противостояния человеческого интеллекта машинному. Первая матрица - микродоты, понятные и протестированные на шкурах «избранных» зрителей. Теперь - brand new и только для вас! Очередная серия матрично-мыльного сериала, внешне понятного домохозяйкам. И самое прекрасное, что это правильно...

Не стоит после первых пятнадати минут гневно выбегать из зала, краснея за Вачовски и бледнея за себя, право, не стоит. Ну и что, что, кажется, визажисты просто сделали “copy-paste” имиджа всей троицы - Нео, Тринити и Морфеус не снимают темных очков все той же модели, носят коронные черные плащи, разве что «нокией» не размахивают, и продолжают зависать в воздухе, при каждом удобном случае. Ну и что. Надо же понимать - это брэнд, практически логотип, изменять который - значит нарываться на неприятности с самой историей.

А кино-то совсем не про то. Если вглядываться в смысл диалогов, становится ясно, что все совсем не так уж ясно, однозначно и понятно каждому дураку, который спешит выбежать из зала, как только решил, что все понял. Как делали человеческие особи, например, в «суперкинотеатре «Матрица»» не далее как вчера. Все понять невозможно - вот простая и мудрая истина страны восходящего солнца. Или заходящего, если в матрице неполадки.

«Перезагрузка», я хочу сказать, как раз кино про дырки в матрице. И это довольно стильно со стороны господ режиссеров, да и со стороны самой матрицы, чего уж…, поскольку прямо и без искажений отзеркаливает то, что сейчас во всем мире происходит. Вот смотрите. Когда система перегружается, старые версии программ заменяются новыми, все видели, да? И комп, бывает, глючит от таких перестановок, тоже знакомо. Так что система натыкается на несостыковки, ей самой же выработанные, и таким образом выдает себя. Напоминает, то есть, о своем присутствии.

Вы часто думаете, сидя за компьютером или в Интернете, что в этот момент происходит общение в рамках «человек-программа», где человек - это вы, а машина - ваш ненаглядный дорогостоящий ноутбук? А когда что-нибудь ломается, ведь вспоминаете наверняка. Чужие (хоть и машинные) ошибки мы всегда обнаруживаем с пристрастием.

Так что, когда глючит, стоит воспринимать этот процесс как помощь и анти-эгоистический жест в нашу человеческую сторону со стороны цивилизации машинной. Так же глючит, если вы заметили, последнее время и вся система масс-медиа, на которой стоит наш современный мир. На этом месте мы подробно останавливаться не будем, так как все все понимают.

Лучше обратим внимание на любовь, которая в «Перезагрузке» наконец заняла лидирующие позиции. Как неконтролируемая составляющая человечества, которая как раз и не дает прописать его наравне со всеми остальными программками матрицы, и таким образом полностью контролировать - она продолжает творить чудеса. Нео теперь не один - при близком контакте «избранность» передается. Не исключено, что половым путем, что подробно показано на широком экране. Под музыку и медленно, в так небыстрому в этот момент дыханию зала - эротический контакт второго уровня, то есть не порно, а такая софт-эротика. Но тоже ничего. А действия, направленные волей пары, работающей в этом самом тесном контакте, удваиваются по силовому воздействию, заметьте. Тринити и Нео по очереди спасают друг друга, а заодно и мир, от смерти, попутно занимаясь еще кучей приятных и полезных вещей.

Обратим внимание на расстановку акцентов. Акценты поменялись - действительно, на первое место выходят действующие лица и исполнители, они стали самоцельны, вернее, пересиливают по значимости и свои миссии, и само человечество.

В довершение всего появляется Архитектор Матрицы, такой пожилой строгий господин с седыми волосами, с которым Нео имеет очную ставку и в диалоге выдает немало дельных телег, многие из которых пересекаются с темами трудов новейших филосовских школ.

Интересный, а также поучительный эпизод связан с понятием выбора. Действительно мудрый поворот сюжета, когда Нео встречается с гадалкой, чтобы она ему в самом начале кино нагадала что-нибудь для дальнейшего развития сюжета. Гадалка раскрывает свои несуществующие карты, и ситуация начинает подозрительно напоминать «Чапаева и Пустоту». Нео догадывается, что гадалка-то совсем не гадалка, а тоже матричная программка, которая дружелюбно к нему настроена, просто потому что они залинкованы, то есть стоят близко и оба работают на благо одной цели. Да и что цель в принципе одна и у него, и у матрицы - тоже откровение неслабое, согласитесь. Так что вопросов ей задавать не имеет никакого смысла - она с самого начала знает, что он думает, что он сделает, все его реакции. Лучше волнующий вопрос задать себе - толку будет и то больше. Вот так всегда. Нео начинает дико париться на эту тему, но получает в лоб мудрость за мудростью. Выбора нет. Выбор сделан. Все, что ты можешь, - это его осознать. Ошарашенный такой новостью Нео попадает в комическое положение, когда гадалка предлагает ему красную (нормально так издеваться над человеком?!) карамель - он не может понять что это за знак, знак ли это и вообще, и куда подевался фундамент. Вопрошает - зачем же ты, гадалка, задаешь мне этот вопрос, если и так уже знаешь, какой я выбор сделаю? Лучше скажи ты мне, что я выберу, раз уж ты знаешь, а я еще не знаю, так справедливее будет. На что наша гадалка, ничтоже сумняшеся, предлагает ему не париться, потому что она тоже, например, ужасно любит карамельки, вынимает из кармана гость таких же красных конфет и засовывает в рот.

Видите теперь весь размах, иронию и степень сосредоточения кинотекста!

«Матрица» уже перешла в разряд почти японского кино, которое европейский зритель начинает понимать, только переворачивая с головы на ноги, и то с точностью до наоборот. Драму как комедию и комедию как трагедию. Не приемлет пока наше усредненное сознание наличие героического эпоса в контексте цифрового пространства. Поэтому простирание Морфеусом рук на вершине скал и бросанием в народ Зеона фраз, наполненных веры и решимости, согласна, выглядит комично. Но «выглядеть» это одно, а «являться» несколько другое. В нашем случае перевертыша.

Стоит учиться смотреть не «на», а «в» картинку, в которой есть текст, звук, мимика и жесты - тогда появляется шанс выловить немного больше, чем титры и спецэффекты. А это, к сожалению, то, за что продают сиквелы. И этот - не исключение. Так грубо действует матрица. Но раз уж мы поняли как она работает, при том, кстати, условии, что она ничего и не скрывает, глупо не учитыавть всю уникальность положения. И начинать прислушиваться, в основном, к собственным ощущениям.

Это же только перезагрузка, так что… to be continued. Осенью - третья часть, Revolution. Скорее бы уж, а то народ Зеона вконец о…..ет, боюсь.

Лягушина Евгения