Матрица-2. Перезагрузка

3DGamer, 23 мая 2003

За белым кроликом…

Помните первую "Матрицу"? Такой реальный, яркий, осязаемый, привычный мир, мир, который мы привыкли называть реальностью. И еще один, тот, который мы привыкли считать игрой воображения фантастов, иллюзией, НЕреальностью. Два мира, переплетаясь в почти тантрическом слиянии, переворачивают привычные ощущения, порождая новые впечатления, рождая новое видение. Помните? Отлично. Что, вы спрашиваете, к чему вся эта ностальгия? О, еще минутку терпения. Да, да, я знаю, вы уже успели распробовать первую "Матрицу", впитать и переварить все, что она несла, и теперь с нетерпением ждете "продолжения банкета", ожидая увидеть нечто не менее масштабное, но уже вполне привычное, понятное, ожидаемое. Что ж, тогда пришло время вспомнить, что привычного мира, мира, который мы все привыкли называть реальным, давно нет, пришло время Перезагрузки.



Ctrl+ alt+Del?

Что следует за вступлением? Сюжет? Да, конечно. Если бы мы говорили о банальном, хоть и масштабном проекте, так бы все и было. Но тут случай явно не тот. Посему, давайте на время забудем о заведенных правилах. Тем паче, если вы еще не видели фильм, не стоит портить впечатление, рассказывая все наперед, а, если уже посмотрели, то данная затея вообще теряет всякий смысл. Да и, хоть и видели мы одно и то же, совсем не факт, что мы увидели одно и то же. Игра слов? Отнюдь. Вы когда-нибудь пытались передать _ощущение_ сна? Нет, не пересказать сон, а именно передать целостное впечатление? Удавалось? Вряд ли. При пересказе остается лишь описание цепи неких событий, но теряется то, главное, что делало сон необычным, что наполняло его смыслом, то, что, собственно, и заслуживало внимания. Да и с чего начать? Вы серьезно полагаете, что все имеет свое начало и свой финал? Но где начало у вращающегося круга? Одно из философских течений полагает, что окончание одного - это начало другого. Колесо Сансары? А если не вращающийся круг, а спираль? Что, вас не беспокоят философские течения? Оки, тогда Enter.



Enter

Матрица покорена. Нео, яки Бетмен, парит в небесах, наплевав на ее законы. Агенты - всего лишь программка, которая в страхе бежит перед новым суперменом, Избранным. Герой спит с героиней. Чего еще желать? О чем еще говорить? Что может быть в продолжении? Вы так спешили нажать Enter, не дожидаясь ctrl+alt+del - добро пожаловать в продолжение сна.

"Перезагрузку" с чем только не сравнивали - и с "Двумя башнями", и со "Звездными войнами", осталось только вспомнить незабвенного "Джонни Мнемоника", и… думаете, получится "Перезагрузка"? А вот и нет. Очень многие норовят отнести данный фильм к жанру киберпанк, однако спешу не согласиться. Киберпанк, как ни крути, а все же был жанром "элитарным", воплощением своеобразной культуры, понятной лишь узкому кругу "избранных". Тут ситуация совсем иная. Продолжая и развивая все, заложенное в первой части фильма, "Перезагрузка" выросла во что-то кардинально новое, смешав в себе и масштабность уже упомянутых "Двух башен", и напомнив в чем-то "Звездные войны", и все лучшие образчики жанра action, и "фирменные" китайские баталии, и немного мелодраматизма "Титаника", и, конечно, классические элементы киберпанка. Но, просто банально перемешав все эти ингредиенты, мы все равно не получим "Перезагрузку". Нет, взяв все лучшее из каждого жанра, новый фильм придал каждому элементу свою, неповторимую окраску, а затем, соединив воедино, наполнил собственным смыслом, составил собственный коктейль, став, по сути, основателем нового жанра.

При этом, рассматривать каждый элемент по отдельности очень тяжело, ибо они переплетены столь затейливо, что вычленить одно из другого почти невозможно.

Масштабность - тут это не просто впечатляющие декорации + большая "массовка". Да, есть и декорации, и массовка, и главный герой … данной сцены, данного эпизода. Сводчатые залы огромной то ли пещеры, то ли зала, где весьма гармонично переплелось жесткое "техно" с чем-то первозданным, первобытным. Люди, вышедшие из плена матрицы, люди, испытывающие страх, боль, ненависть, любовь, в борьбе за выживание столкнувшиеся с умными, мощными, сильными, беспощадными машинами. Каждый преследует свою цель, и цель каждого - выживание. Люди, которые с матрицей на "ты", люди, использующие технику и полагающие, что контролируют ее, люди, использующие машины, люди, боящиеся машин, собираются в сердце своего, такого маленького, такого хрупкого мира,.. масштабы которого поражают. Противоречие? Нет, гармония. Тысячи людей, собравшиеся под сводами немыслимого то ли зала, то ли пещеры, со свечами в руках … море огней, и каждый язычок пламени, как чья-то жизнь, такая хрупкая, такая уязвимая. Пламенная речь героя. Единый порыв тысяч людей. Единый танец тысяч. Музыка, сочетающая в себе несочетаемое, гармоничным, ритмичным потоком, омывает людскую толпу, нет, общность, наполняя своды "техно", заставляя людей двигаться в первобытном? Нет, первозданном танце. Это не толпа, это единый организм, каждая клеточка которого - личность. Первозданный танец воплотил в себе все человеческие чувства, все чаянья, страхи, надежды. Музыка летит под сводами зала, музыка омывает людей, накрывает их волной, музыка, мелодика, ритм. Тысячи людей подчиняясь ей, движутся, тысячи людей, тысячи… Тысячи босых ног отбивают ритм, вплетая свою мелодику, свой ритм. Ритм босых ног отражается от стен, умножаясь, вплетаясь в общую мелодию. Ритм. Тысячи движений, мелодика танца, где каждое движение - эмоция, и каждое движение вплетает свою мелодику в общую композицию. Мелодика, музыка, ритм. Музыка + Движение = Ритм, ритм самой Жизни… Музыка летит под сводами, тысячи людей, тысячи судеб, тысячи жизней, танец тысяч. И на фоне этого завораживающего действа - две судьбы, две жизни, вплетенные в общую мелодию, и вплетающие в нее свои нити, свои чаянья, свою судьбу. В одной сцене - все: жизнь, смерть, надежды, чаянья, любовь. Сцена воплощает в себе все: и масштабность, и частицу сюжетной линии, и философское зерно, и, конечно, совершенно потрясающие съемки. А спецэффекты, спросите вы? Да, они есть и тут, и они привносят свою лепту в создание общей атмосферы, целостности. Вообще каждый момент фильма, каждая сценка, каждый эпизод, являясь целостными сами по себе, в то же время, являются лишь частью, лишь крупицей целого.

А где же action, снова спросите вы? Он тут во всем, где-то в большей, где-то в меньшей степени, меняются лишь пропорции, но исходные "ингредиенты" есть всегда. Но, action, так action. Про специально построенную трассу для эпизода погони, наверное, не читал еще только ленивый. А большинство, наверняка, успели и посмотреть ролик, который демонстрирует кусочек этой сценки, несколько секунд, построенные сплошь на спецэффектах, несколько секунд, впечатляющих, поражающих, такие масштабные, такие великолепные, потрясающие несколько секунд. Что ж, забудьте про это, никакие рассказы про вбуханные миллионы не способны передать реальной картинки. Ролик? Ролик поблек, сьежился и забился в угол, не вынеся сравнения с целостным эпизодом. Перипетии сюжетного потока выносят нас на трассу, по которой мчится поток машин. Наши герои мчатся по трассе. За сменой транспортных средств следить смысла нет. Тут главенствует движение, динамика. Спецэффекты - лишь инструмент. Постановочные сцены боев - их нет, есть единое движение, сочетающее в себе все. В одном фрагменте жар погони, стремление к цели, борьба интересов, люди против машин, программы против программ, разум против разума, и снова разум против программ, программы против разума, ловкость против ловкости, скорость против скорости, элементы кунг-фу, замедление движения, ускорение движения, единый ритм, включающий в себя все, не умолкающий ни на секунду, ни на долю секунды не замедляющий бег, но подчиненный и подчиняющий. Сталь против стали, холодное и огнестрельное оружие, борьба с оружием без оружия, каждый - оружие в себе, и каждый - лишь орудие. Гонка, безумная все ускоряющаяся гонка. Борьба, преследование, охотники, дичь, снова борьба, снова погоня, снова движение. Все сплетено, все смешалось, но все гармонично и закономерно. Нет добра, нет зла, есть лишь движение, ибо движение - жизнь, ибо движение - смерть. Ненависть, безразличие, любовь, стремление жить и готовность умереть. Ибо что есть жизнь, и что есть смерть? Спецэффекты? Постановка? Актерская игра? Вы еще помните эти слова? Что есть слово? Нет, действие, action, Action, ACTION.

Что, вы ожидали "чистый боевик"? Что ж, вы не будете разочарованы. Банальные китайские "балетные" сцены? Бросьте. Они того не стоят. Морфеус, Тринити, Нео …. Агенты? Смит? О, да, они все тут - куда ж без них. Ведь так свежи в памяти их гладкие, отточенные, невероятные, завораживающие движения, за которыми просто не успевает глаз. Забудьте про них. Тут все виденное ранее возведено в степень, и то, чем мы некогда восхищались, просто меркнет и стыдливо съеживается. Бой Нео со Смитом … Морфеус против Агента, и снова Нео, и Тринити, и множество новых персонажей. Каждый движется с умопомрачительной скоростью, каждый борется своим оружием, у каждого свой стиль, действия каждого завораживают, масштабы батальных сцен потрясают, спецэффекты - плоть и кровь этого фильма, множество участников, удар, блок, удар, прыжок. Скорость, скорость возрастает, удар, блок, удар, удар, блок, удар. Глаз не успевает уследить за движением, блок, удар, блок, блок, блок, удар, блок, удар, удар, удар, прыжок. Замедление. Зависание? Замирание. Движение застыло, время остановилось. И взорвалось. Удар, удар, блок, удар… Описать практически невозможно - это нужно видеть. Акробатические трюки, помноженные на спецэффекты, приправленные антуражем, сочетающим в себе стиль "техно", барокко, ампир, восток и запад, будущее, прошлое и настоящее, все сплетено, стянуто в единый узел, и снова action, и снова жизнь и смерть, и снова любовь, ненависть, безразличие, борьба за Жизнь.

Мелодраматизм. Уже морщите нос? Не торопитесь. Уже высказывалось мнение, что фильм стал на 50% мелодрамой. Ерунда! Да, через фильм лейтмотивом проходит и любовь. Но нет, не та, что в слюнявых сериалах, не размазывающая розовые сопли по экрану и смазливенькой рожице Ди Каприо. Нет, тут речь о Любви. Она тут во всех ипостасях, во всех временных фазах. Нам так долго внушали, что любовь - лишь прерогатива людей, но так ли это? Мы привыкли, что любовь - есть жизнь, ее причина и следствие, самоя ее суть, и основа бытия. Но может ли любовь нести смерть? И что есть жизнь, и что есть смерть? А если выбирать между Любовью и Жизнью? Бог - есть любовь? Ох, сколько вопросов, и сколько ответов. Но вас не интересует философия? Что ж, тогда наслаждайтесь легким налетом эротизма, забудьте про философию, следите за action, наслаждайтесь спецэффектами, ибо, да, тут все переплетено. Нет, не в тантрическом танце, все глубже и ярче, поверхностней и банальнее - гармония парадоксов, упорядоченный хаос. Киберпанк.

Что, мы забыли про то, что сделало этот фильм культовым? Что, несмотря на некоторую "популяризацию", умудрилось не превратиться в глубокую попсу, созданную на потребу толпе, жаждущие ярких иллюстраций там, где их нет и быть не может. Что ж, конечно и "кибер" никуда не делся. Фильм, впитав в себя множество жанров, все же остался воплощением именно кибер-культуры, этого, пока все еще "элитарного" вида искусства. Просто элементы этого пласта перестали занимать "выпяченную" роль, они логично вплелись в замысловатый узор всей картины, где-то по-прежнему задавая тон, а где-то став лишь частью, достойным элементом целого. Нет, нет, их не стало меньше, отнюдь. "Перезагрузка" лишь вознесла все созданное ранее на новый уровень, развив то зерно, которое было заложено изначально.



Pause >> Play>>Enter

Да, фильм - смешение всего во всем. И он - нарушение всех законов всех придуманных ранее жанров. Он не просто впитывает их в себя, он умудряется повернуть их иной гранью, преподнести очень ярко и нетривиально. Взять ту же сцену погони. Всем известно, что погоня, длящаяся на экране пару минут - это динамика, а растяни ее минут на десять, и все, пропало дело, зритель устает от однообразия и начинает лениво поковыривать в носу там, где мог бы следить за действом с замиранием сердца. В "Перезагрузке" сцена погони длится около (барабанная дробь) 14 минут, но субьективно эти _всего лишь_ 14 минут превращаются минимум в полчаса, ибо действие спресовано, время растягивается, вмещая в себя невозможное, все "полчаса" - это динамика, и не просто динамика, а идущая по возрастающей. Наблюдая эту сцену, вам вряд ли придется вспомнить про ковыряние в носу. Скорее всего, вы вообще забудете и про возможность такового действа. Нос? Какой нос? Действие ускоряется, напряжение нарастает, action, Action, еще напряжения, еще действия, скорость, казалось бы, дальше уже некуда, но снова action, умноженный, возведенный в степень, все возрастающий темп, все возрастающее действие, все, дальше просто невозможно, ation, Action, ACTION, Баа-БАХ! Новая картинка, новые декорации, иные персонажи, новый поворот сюжета, и снова по нарастающей… Ритм, пульсация. Можно рассмотреть любую составляющую, любой эпизод, и все они разные, все непохожие, каждый построен на своей основе, и во всех есть нечто общее, связывающее их воедино, роднящее.

Еще любопытная деталь - в фильме практически отсутствует главный герой. Нет, Нео, конечно, тут, и он по-прежнему Избранный, но "выросли" и остальные персонажи. Нет, Избранные не ходят толпами, этого и не требуется. Ведь каждый персонаж - личность, яркая, самобытная. Тут нет "плохих" и "хороших", "сильных" и "слабых". Каждый персонаж силен, каждый неповторим. И сила - далеко не только сила мышц. Каждый персонаж харизматичен, каждый ловок, каждый умен, у каждого - свой конек, свои сильные стороны, и … свои слабости. Все очень разные, очень непохожие, но они объединены единым движением, связаны единой целью. Матрица.

Фильм создает парадоксальное впечатление. Сначала кажется, что действо несколько затянуто, хочется еще чуть-чуть динамизма. Но, не успели вы додумать эту мысль,... да, динамизма становится хоть отбавляй. Снова мысль о том, что фильм состоит из отдельных блоков, частей, да, связанных, но все же… И снова, не успели додумать эту мысль, как все увязывается, да в такой тугой узел, что только успевай уследить. Вообще, фильм затягивает, как вода, свернувшаяся в воронку, водоворот. Вот он начинает закручиваться, затягивает, сначала медленно, затем все быстрее, все туже, туже, еще быстрее … и вот он уже почти сошелся в точку, как …. Точка утрачивает плоскость, начинает обретать объем….



F1

"Перезагрузка" - фильм очень необычный. Сочетая в себе несочетаемое, впитав массу очень противоречивых элементов, он смотрится очень гармонично. Да, это - слияние парадоксов, упорядоченный хаос. Но что есть парадокс? Любая точка зрения - лишь частность. Противоречия нет и быть не может, ибо целостная картина включает в себя все грани. Это - мозаика, сложная, пестрая, яркая, глубокая и многогранная. Все элементы, которые задала первая "Матрица", тут получили развитие, обрели новый, более глубокий смысл. Все "ингредиенты", постоянно присутствуя в полном объеме, время от времени лишь чуть смещаются, давая возможность сделать акцент на том или ином элементе. Но все связано воедино, целостно, все подчинено всему. Предугадать, как будет развит тот или иной элемент практически невозможно. Помните незабвенное изменение скорости, ритма действия, которое стало "фирменным" знаком первого фильма? На мгновение замирающая прыжке Тринити, и, через секунду, движение в бешенном ритме? А бой Нео со Смитом? Динамичный, ускоряющийся, когда, казалось бы, еще большее ускорение просто невозможно, и, вдруг, замирающий, но лишь для того, чтобы возобновиться снова, впитав в себя одновременно и ускорение и замедление? Да, этот причудливый пульс теперь воплощен в самом фильме, став одной из составляющих его основы. Долгие монологи сменяются бешенным action, action перевоплощается в боевик, снова монолог, но уже сплетенный с иным боевиком, в который вплетается сцена, построенная на потрясающих спецэффектах, снова переход. И так, то ускоряясь, то замедляясь, сам ритм фильма начинает впитывать в себя ритм каждой части, и вот они звучат единой мелодией, в которой каждый голос звучит по-своему, но все они сплетены в единую симфонию. Вы можете следить за одной из них, или переключиться на другую, или услышать их все вместе (если получится). И все это, сведенное воедино, позволяет найти каждому зрителю ту часть, тот элемент, который будет интересен именно ему. Каждый тут найдет свое, и каждый увидит фильм по-своему. Нео и Тринити, разговор Нео с Архитектором, Ключник, Меровинжен, Морфеус, Смит, снова Нео … Каждая сцена, каждый персонаж настолько многослойны, что отследить все грани почти невозможно. Вы можете наблюдать за действием, можете разглядывать спецэффекты, батальные сцены, следить за все усложняющимся видеорядом или слушать разговор персонажей, слова которых ох, как неоднозначны. Вроде банальное изречение ключника: "Всегда есть иной путь", сопровождающее открытие одной из дверей, может обрести иной, более глубокий смысл, а может быть воспринято просто как коммент, а может увязаться с довольно длинным диалогом Пифии и Нео, а может и не только с ним. Всегда есть что-то недосказанное, что-то, что вы можете додумать, допонять, допочувствовать. Вы можете следить за довольно глубоко закопанным философским зерном, или наблюдать за разворачивающимся действием, или … Да, выбор есть всегда. Иногда он иллюзорен, а иногда … Что есть реальность? Где начало у вращающегося круга? А если круг - лишь виток спирали? Перезагрузка? Или уже Революция?

Gella