Keanu Reeves Russian Edition
кумир  
  «... Люблю писать песни. Люблю, когда меня окружают настоящие друзья. Люблю путешествовать. И люблю играть на гитаре. Кроме того, люблю бесплатное пиво. ...»
кумир Опиум для продвинутых пользователей
 
человек
человек
актёр
актёр
музыкант
музыкант
             
    Библиотека:

: Рецензии
рецензии и аналитические статьи о фильмах, в которых снимался Киану Ривз



cортировать по
дате публикации
названию публикации
названию издания

: Интервью

: Заметки

: Статьи

: Переводы

: Все публикации

: Поиск



Перепечатано с сайта Известия.Ру

    Опиум для продвинутых пользователей

Версия для печатиИзвестия.Ру, 23 мая 2003

В среду в забитом до потолка кинотеатре "Пушкинский" состоялся первый российский показ фильма братьев Вачовски "Матрица: Перезагрузка", о каннской премьере которого "Известия" уже писали. В четверг фильм вышел в широкий прокат. Абсолютно все ожидания и все опасения по поводу картины оправдались: чудес в ней много, но настоящего Чуда так и не случилось.

Главные предматричные страхи были связаны с тем, что идеологическая линия фильма заранее не предполагала развития: можно без конца усовершенствовать технику прыжков выше головы, но вглубь копать просто некуда. Если весь мир - обман (см. первый фильм), то глупо раздражаться на подгоревший омлет или новые фокусы агента Смита.

Опасения подтвердились. Четыре года назад, в момент выхода первой "Матрицы", Интернет из экзотического зверя только-только превратился в домашнее животное, вчерашние университетские админы вылезли в нувориши, томящиеся в тюрьмах хакеры стали интернациональными героями, а научно-популярные журналы предрекали скорое пришествие искусственного интеллекта. Маргинальный киберпанк обернулся мейнстримом, стало казаться, что весь мир написан при помощи двоичного кода и перегнутая взглядом Избранного ложка пришлась к обеду. Главная идея картины потрясла воображение юных хакеров, ламеров и юзеров: мы в Матрице, все вранье и ложки нет. Поэтому можно не делать по утрам зарядку, но одной лишь силой мысли парить над небоскребами, побеждать врагов в рукопашной и зубами удерживать падающий вертолет.

Прошло четыре года, киберпространство сжалось до размеров замусоренного почтового ящика, а беда пришла совсем не оттуда, откуда обещала прорицательница Пифия: если цивилизованное человечество и ощущает себя закованным в кандалы, виноват в том отнюдь не искусственный интеллект, а, например, индустрия рекламы и развлечений. И "Перезагрузка" - лучшее тому подтверждение.

Парадокс "Матрицы": заявленная как новая религия неформалов, обитающих в компьютерных сетях, обещающая в третьей своей части революцию всему неживому, трилогия на самом деле еще одна иллюзия, мыльный пузырь, возможно, самый красивый, самый радужный и раздутый с особой ловкостью и изяществом.

В нашей стране "Матрица" сделала почти невозможное - она снята и выпущена в прокат так, что видеопиратство (родственное восхваляемому в фильме хакерству) совершенно потеряло смысл. Беглый опрос продавцов контрафактных кассет и видеодисков в районе Пушкинской площади подтвердил догадку: плохую копию, переснятую ручной камерой в американском кинотеатре, берут неохотно - на этот фильм большинство поклонников "Матрицы" все-таки пойдет в кино, получив в нагрузку полдюжины рекламных роликов, продвигающих связанные с картиной телефоны, напитки и автомобили.

Братьям Вачовски не откажешь в циничной честности. Фильм все-таки стоит смотреть, и смотреть на большом экране: обещанные спецэффекты действительно вызывают детский восторг и - временами - восторженную овацию публики. Впрочем, ролик, включавший самые ударные эпизоды, кажется был все-таки лучше - в нем была надежда и не было лишнего.

Победив пиратов, братья Вачовски не оставили ни малейшего шанса и тем, кто может отрицательно повлиять на спрос: если бы какой-нибудь злокозненный критик попытался выдать раньше срока сюжет "Перезагрузки", он был бы посрамлен. Содержание фильма укладывается в короткий лозунг "Жизнь - борьба", а для тех, кому феерических поединков недостаточно, предусмотрена бессмысленная киберпанковская риторика об усовершенствованных кодах и перепрограммировании Матрицы.

Собственно, цирковые номера в "Перезагрузке" связаны между собой с той же обоснованностью, с какой ключевые эпизоды связываются в порнографии: поневоле вспоминаешь, что первым успехом братьев Вачовски был брутальный лесбийский триллер "Связь". Сексу, кстати, во втором фильме уделено гораздо больше внимания, чем в первом: обитатели подземного города Зион по вечерам устраивают экстатические пляски, предоставляя Нео и Тринити возможность уединиться в техническом отсеке.

Первая "Матрица", если не вдаваться в детали, выглядела продуктом совершенно оригинальным: о киберпанке широкая аудитория тогда знала мало, о гонконговских боевиках, определивших эстетику фильма, - тем более. В "Перезагрузке" братья Вачовски прибегают к популярному в последнее время приему: каждый новый блокбастер должен стать своего рода фильмом фильмов, включив элементы из других кинохитов (Нео, например, летает над замком, подозрительно смахивающим на поттеровский Хогвардс, один из героев несколько раз повторяет словосочетание "Тайная комната", а Кэри-Энн Мосс на мотоцикле совершенно неотличима от Шварценеггера в "Терминаторе").

Однако расстраиваться не стоит: на каждое огорчение в "Перезагрузке" находится своя радость. Отсутствие содержания компенсируется красотой спецэффектов, а все скучные эпизоды разом искупает Моника Белуччи - она появляется в своей фирменной роли, в роли стопроцентной всепобеждающей Женщины, рядом с которой затянутая в кожу Кэри-Энн Мосс из кибериконы ненадолго превращается в строчку из невыразительных единиц и нулей.

Мария КУВШИНОВА

 
             

о сайте | форум | почта