Keanu Reeves Russian Edition
кумир  
  «... Я Микки Маус. Они не знают человека, они видят только костюм. ...»
кумир Дежа вю
 
человек
человек
актёр
актёр
музыкант
музыкант
             
    Библиотека:

: Рецензии
рецензии и аналитические статьи о фильмах, в которых снимался Киану Ривз



cортировать по
дате публикации
названию публикации
названию издания

: Интервью

: Заметки

: Статьи

: Переводы

: Все публикации

: Поиск



Перепечатано с сайта Film.ru

    Дежа вю

Версия для печатиFilm.ru, 1999

Недавно на экранах Москвы появился фильм Энди и Ларри Вачовских "Матрица" – один из лидеров американского проката. Этот крутой боевик нового поколения охотно использует клише полувековой давности "научной фантастики" на тему дегуманизации и ужасов прогресса.



Томас Н. Андерсон (компьютерный псевдоним Нео) – добропорядочный нью-йоркский клерк; он исправно платит налоги и помогает выносить мусор домохозяйке. Не верит в судьбу и предпочитает прагматично контролировать свою жизнь. Единственное, что его вычленяет из окружающей среды: Нео наделен внешностью Киану Ривза, изысканной и утонченной, с легким оттенком восточной жестокости.

Этого оказывается достаточно, чтобы на него обратили внимание потусторонние силы. Потусторонние не в смысле какой-то мистики, а просто пребывающие в другом компьютерном измерении. Ну, вы знаете, что все мы – порождения коварных программистов; сначала они хотели сконструировать идеальный мир, а потом в результате ошибок программной оболочки бросили нас на полпути к совершенству. Отсюда в жизни Нео возникает эффект дежа вю: так, он дважды видит одну и ту же черную кошку. И тут же соображает, что дело здесь нечисто.

Самым ловким удалось своевременно удрать от компьютерного беспредела в будущее, на некий плывущий во океане времени космический корабль, и оттуда наблюдать за конвульсиями земных тварей конца второго тысячелетия. Но и они – ловкие – оказались во власти могущественной Матрицы, которая приставила к ним шпиков-отморозков и управляет каждым их движением.

Вот вы едите бифштекс и знаете, что никакого бифштекса в действительности не существует. А Матрица посылает электрические сигналы и внушает вашему мозгу, что бифштекс сочный, и вы жуете его с видимым удовольствием. Пожалуй, это самая наглядная иллюстрация к названию фильма; но на всякий случай, в нем говорится, что никому нельзя до конца объяснить, что такое Матрица.

Не очень понятно и то, чем существование так называемых реальных людей отличается от быта и нравов их компьютерных подобий. В том, что разница невелика, имеет все возможности убедиться Нео. И в поту-, и в посюстороннем мире он сталкивается с грубыми "омоновцами" – стражами порядка, с убогими и затравленными жертвами, с цепными псами, которые в службу вкладывают душу. Как говорится в фильме, "люди отличают настоящую реальность через страдание", но к Нео и это не относится. Стремительно проносясь через населенную какими-то космическими осьминогами "черную дыру", соединяющую два мира, герой и тут, и там одинаково бесстрастен. Он успешно применяет навыки борьбы "джиу-джитсу" и столь же успешно подвизается в роли "избранника" – так сказать, лидера духовного Сопротивления режиму.

Помимо упомянутой дырки, связь между двумя реальностями осуществляет Оракул – на вид вполне прозаическое существо женского пола, выпекающее на уютной кухоньке аппетитные булочки. Оно-то и предрекает Нео его историческую участь. Вместе с другим духовным лидером – колоритным мулатом Морфеем и не менее экзотической двухметровой девицей по имени Троица герой Ривза совершает чудеса левитации и создает на экране шедевры "механического балета". Он взлетает до потолка, самурайскими телодвижениями атакует своих противников и пронзает их, как ракета, испаряясь в пространстве и оставляя обрывки их растерзанной плоти. Но и компьютерные монстры не лыком шиты: они демонстрируют высокий класс боевых навыков и выживаемости.

Так что вторая половина картины превращается в чистый "экшн". Зрелище, лишенное скучных моральных сентенций типа "человечество опухоль планеты" и "быть избранным все равно что быть влюбленным", которые так портят первую половину.

Самое слабое в "Матрице" – увы, сценарий. Его написали, не доверив это дело профессионалам, сами режиссеры – братья Вачовские, которых после лесбийской криминальной комедии "В связке" считали новыми вундеркиндами американского независимого кино и прочили в качестве смены братьям Коэнам. Но Вачовских задавил большой бюджет. Если по части постановочных трюков новый братский союз может конкурировать с прежним, то коэновской элегантности явно не хватает тяжеловесной конструкции "Матрицы". Включая финал с неожиданно-неизбежным признанием бесстрастной, словно Матрица, Троицы в нежных чувствах к Нео.

Фильм Вачовских тоже вызывает эффект дежа вю – после "Игры" Дэвида Финчера и еще целой обоймы картин про компьютерный тоталитаризм. Спасибо, конечно, что здесь хотя бы есть порочно-невинный Киану Ривз, на которого приятно смотреть, а не стареющий интриган и ловелас Майкл Дуглас. В общем, этот фильм со столь хваленым дизайном и спецэффектами вполне годится для домашнего видеопросмотра (если только на приличной кассете) за бокалом какой-нибудь пьянящей жидкости. Вроде той, которую характеризует один из персонажей "Матрицы": "Она хороша для двух вещей – промывки двигателей и мозгов".

Андрей Плахов

 
             

о сайте | форум | почта